Проведение аудита
Аудит - это последний шаг в процессе реализации информационной безопасности. После определения состояния информационной безопасности внутри организации, создания соответствующих политик и процедур, приведения в действие технических средств контроля и обучения персонала проведение аудита позволит удостовериться, что все средства контроля сконфигурированы правильно.
Обсуждая место аудита в процессе безопасности, мы в действительности говорим о трех разных функциях:
- аудит соблюдения политики;
- периодическая оценка существующих проектов и оценка новых проектов;
- проверка возможности нарушения защиты.
Каждая из этих функций занимает свое место в процессе обеспечения безопасности.
Аудит соблюдения политики
Аудит соблюдения политики - это традиционная функция аудита. Организация имеет политику, определяющую настройки и конфигурацию систем безопасности. Аудит определяет реальное состояние дел. Любые отклонения отмечаются как нарушения. Подобные проверки могут выполняться внутренним персоналом или внешними консультантами. И в том и в другом случае этот процесс требует участия системных администраторов.
Аудит соблюдения политики не должен ограничиваться только проверкой конфигурации систем. Он должен проявлять интерес к тому, как выполняются другие формы управления информацией. Соблюдается ли информационная политика? Как хранятся и передаются секретные документы?
Проверки должны проводиться раз в год. Они могут выполняться персоналом отдела безопасности, но, возможно, выполнение аудита больше подходит для отдела аудита организации или для сторонней фирмы. Причина в том, что в данном случае могут быть затронуты интересы самого отдела безопасности, что приведет к возникновению конфликта интересов.
Периодическая оценка проектов и оценка новых проектов
Компьютерная и сетевая среда внутри организации находятся в состоянии постоянного изменения. Эти изменения приводят к быстрому старению результатов оценки за счет сокращения некоторых рисков и введения новых. По этой причине оценка должна выполняться периодически.
Полная оценка организации должна выполняться раз в два года. Как и в случае с крупными проверками, серьезные оценки выполняются персоналом отдела безопасности, если он обладает необходимыми навыками. Возможно, для этих целей больше подходит сторонняя организация.
Небольшие оценки должны выполняться в случае разработки новых проектов или изменений в организационной среде. Для каждого нового проекта отдел безопасности привлекается к работе на стадии проектирования, чтобы определить, имеет ли проект какие-либо риски, и происходит ли в результате разработки проекта появление или сокращение рисков внутри организации. Этот тип оценки должен изучать новый проект в контексте его использования по отношению к другим структурным элементам организации. Если риски определены на ранней стадии проекта, проектирование может быть скорректировано или введены другие механизмы для управления риском.
Проверка возможности нарушения защиты
Проверка возможности нарушения защиты - это спорная тема. Часто такие проверки выполняются вместо оценки. На самом деле, они имеют ограниченную ценность в программе безопасности. Причина этого проста: при проверках предпринимаются попытки воспользоваться установленной уязвимостью, чтобы получить доступ к системам и информации внутри организации. Если такая проверка имеет успех, то единственный вывод из всего этого - обнаружена, по крайней мере, одна уязвимость. Если проверка нарушения защиты терпит неудачу, то вывод такой - проверяющий не смог обнаружить и использовать уязвимость. Это вовсе не значит, что уязвимости не существует.
Почему же тогда необходимо выполнять проверку возможности нарушения защиты? Если организация провела оценку и применила подходящие средства управления риском, она может выборочно проверить некоторых из них. Проверка защиты подходит для следующих случаев.
- Способность системы обнаружения вторжений выявить попытку нарушения защиты.
- Уместность процедуры реагирования на инцидент, связанный с безопасностью.
- Информация о сети, которую можно узнать через средства управления сетевым доступом.
- Уместность физической безопасности помещения.
- Адекватность информации, предоставляемой сотрудникам программой повышения осведомленности в плане безопасности.
Внимание!
Какой бы ни была причина проведения проверки возможности нарушения защиты, подробный план этой проверки должен быть предоставлен до ее начала. Для каждого этапа плана необходимо определить цель проверки.
Организация определяет также масштаб проверки. Проверка возможности нарушения защиты через внешнюю сеть ограничена внешними сетевыми соединениями организации (соединения через интернет или с другими внешними организациями). Они могут включать доступ через коммутируемое подключение к сети компании или доступ к беспроводным сетям. Проверка физического нарушения защиты выявляют людей, пытающихся получить несанкционированный доступ к оборудованию. Масштаб подобных тестов может быть ограничен как рабочим, так и нерабочим временем. Проверка возможности атак социального инжиниринга связана с тестированием осведомленности сотрудников, она разрешает проверяющим вступать в контакт с сотрудниками, пытаясь заставить их разгласить информацию или предоставить доступ к внутренним системам.
Многие организации начинают развертывание систем безопасности с проверки возможности нарушения защиты. Однако большой пользы это не принесет, поскольку организация не получит достаточного количества информации, позволяющего управлять ее рисками.